Как часто это бывает, зрители нового “Рипли”, вышедшего недавно на Netflix, разделились на два лагеря: те, что сравнивают сериал с предыдущими экранизациями детективного романа “Талантливый мистер Рипли” Патриции Хайсмит и, естественно, не одобряют новой версии; и те, что не смотрели (или смогли абстрагироваться от) прошлых вариантов. И это текст о том, что правы вторые.

Сама Хайсмит очень напоминает нового мистера Рипли — закрытая, холодная женщина, скрывающая свою гомосексуальность, которая не особенно любит людей. Хоть и не расправляется с ними столь жестоко, хотя её мало что сдерживает. Современники редко вспоминали её добрым словом как человека. Например, некоторым запомнились её слова: “Не обижайтесь, если кто-то оскорбит ваш вкус — просто разбейте ему голову пепельницей”, — кажется, об убийстве пепельницей Хайсмит задумывалась не только как писательница. А её издатель говорил: “Хайсмит была недоброжелательным, тяжёлым, неприятным, жёстоким, нелюбящим человеком. Я так и не смог понять, как вообще человеческое существо может быть настолько отталкивающим. Но её книги! Великолепно”.

Патриция Хайсмит стала известной уже после выхода в 1950 году первого романа — “Незнакомцы в поезде”. А ещё через год книгу экранизировал Альфред Хичкок, что утвердило писательницу уже как классика американской литературы. Дальше были не настолько популярные “Цена соли” (1953), “Бестолочь” (1954) и отдельные рассказы, но в 1955 году начинает выходить “Риплиада” — серия книг об очаровательном психопате Рипли, которому сходят с рук все его ужаснейшие преступления.

На сегодняшний день существует минимум шесть экранизаций только первых трёх книг о Рипли. Первая вышла в 1960 году: режиссёром фильма был Рене Клеман (один из главных послевоенных французских режиссёров), а главную роль исполнил молодой и красивый Ален Делон, именно роль Тома Рипли сделала Алена Делона обожаемым красавцем, любимцем критиков и публики. Картина Клемана — точное попадание в цель: привлекательный злодей, очаровывающий зрителей и одновременно безжалостно убивающий и крадущий личность человека.

Следующая знаменитая экранизация “Рипли” вышла в 1999 году: Мэтт Дэймон в роли Рипли, Джуд Лоу — Дикки Гринлиф и Гвинет Пэлтроу — Мардж Шервуд. И красавчики, разрывающие сердца фанатов, и снова попадание, и снова успех. И казалось бы, ещё одна версия на фоне только этих двух обречена на провал, но на самом деле “Рипли” Стивена Заиллиана с Эндрю Скоттом в главной роли — лучшая экранизация романа.

Эндрю Скотт уже не молод, но из него и не стараются в фильме сделать юного красавчика. В новом “Рипли” он безжалостный, холодный и не очень-то привлекательный. В этом экранизация отходит от книги, сохраняя при этом максимальную точность повествования, что было невозможно с фильмом, но возможно с сериалом.

Это фрагмент рецензии на мини-сериал "Рипли", полная версия текста доступна для подписчиков  Boosty и Patreon.