В издательстве “А+А” вышел пёстрый альбом/объёмный сборник/многостраничный коллаж под названием “Обложка и форзац. Из истории советской детской книги: собрание Нины и Вадима Гинзбург”. Заглавие длинное, но выверенное: панорама не ограничивается обложками, как это бывает; общая картина составлена из лоскутков, здесь нет академической истории обложек вообще; всё собранное — автопортрет двух коллекционеров, судя по всему, людей красивых. 

“Обложку и форзац” можно смотреть совершенно по-разному. Во-первых, обложки в ней делятся по городам и, уже, по издательствам. Внутри каждого издательства работы объединены по десятилетиям, от послевоенного и до начала 1990-х. Кроме того, одни и те же авторы работали в разных издательствах в разные периоды времени, а одни и те же книги встречаются в разных интерпретациях, что заставляет ломать линейность, возвращаться, чтобы увериться в пересечениях или объяснить себе отличия. И всё это изучение непременно прерывается радостным “О, у меня была такая!” 

Но я бы обратила отдельное внимание на предваряющие тексты, без которых может быть трудно увидеть человеческое, стоящее за этим изданием. Особенно — во вступительном кусочке от самих Нины и Вадима Гинзбургов, описывающем сражение с критиками прошлого сборника и забвением, а также в интервью с Вадимом Гинзбургом, в котором перемешаны вопросы о судьбе человека и байки из жизни подростка-филателиста, и всё это мило, смешно и очень живо.

Сквозь обложки, которые только кажутся отдельным узким жанром, проглядывает и история, и политика, и география СССР. В некоторых — кусочки оттепельного кино, отсвечивающие человечной композицией, где-то — наследие плакатов 20-х в контрастных цветах и рубленных формах, а некоторые (особенно форзацы) — настоящая поэзия в картинках.

Часто обложки представляют собой куда более интересные произведения, чем то, что они иллюстрируют (поучительного “Вовку — добрая душа”, прогрессивную и безапелляционную “Маленькую хозяюшку” или легендарных “Люсю и Василька”, кем бы они ни были). Классическая литература перемешивается с книгами-однодневками, фантастические работы — с формальными, а иногда и просто некачественными. Но всё же очевидно, что оформление здесь на первом месте, и процент плохой литературы куда выше процента плохих или скучных обложек. Но именно благодаря ним общая картина советской детской обложки выходит объёмной. Никакого развёрнутого искусствоведческого комментария тут нет и не хочется: куда интереснее как следует изучить, посмотреть под разными углами и найти свои ответы, а композиция книги к этому только подталкивает.

Гинзбурги как порядочные коллекционеры имеют очень понятные эстетические критерии, но не только это важно. В своем деле они видят миссию: сохранить, а иногда и восстановить огромный человеческий труд художников, которые часто имели в иллюстрировании детских книг такую свободу, какой не было в то время ни в какой другой художественной сфере. Коллекционеры понемногу присваивают себе фрагменты этой сферы и благодарят тем, что выходят за рамки личных предпочтений во имя (условной, но) объективности. В предисловии они пишут: “Одним из итогов стало понимание, что эта книга — тоже не окончание. Потому что одно из качеств, необходимых коллекционеру, — это ответственность. Ответственность за собранные работы, которые необходимо вводить в искусствоведческий оборот, ответственность перед памятью художников, которых уже нет, и нужно стараться, чтобы их помнили”.

В отличие от самих Гинзбургов, которые к своей страсти подходят с научной ответственностью (разыскать, сохранить, систематизировать, описать, поделиться), я ограничусь легкомысленным (поделиться). Поэтому тут я остановлюсь и покажу совершенно субъективную подборку самых полюбившихся мне экземпляров. Я не коллекционерка, могу себе позволить.

БОГАЕВСКАЯ ОЛЬГА БОРИСОВНА (1915–2000)
Драбкина Е., Алёша Калёнов
1962. 1-я и 4-я сторонки обложки 


МИГУНОВ ЕВГЕНИЙ ТИХОНОВИЧ (1921–2004)
Если смогу — помогу!
1963. Титульный разворот (вариант) 

 

КОРОВИН ЮВЕНАЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1914–1991)
Маршак С., Мяч
1967. Обложка 


КОВЕНЧУК ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1933–2015)
Гашек Я., Фиолетовый гром
1974. Форзац 


НИКОЛЬСКИЙ ГЕОРГИЙ ЕВЛАМПИЕВИЧ (1906–1973)
Соколов-Микитов И., Год в лесу
1980. 1-я и 4-я сторонки обложки 


ЗЕНЬКОВИЧ ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА (1906–1985)
Туркменские сказки об Ялты-Гулоке
1956. Форзац 


АЛЬМЕЕВ НАДИР УСМАНОВИЧ (РОД. 1946)
Дарзаманов З., Ирбатыр
1975. Макет книги 


САРКИСЯН ПЕРЧ АШОТОВИЧ (1922–1970)
Селезнева Е., Жаворонки
1961. 1-я и 4-я сторонки обложки 


МИНАЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1912–1993)
Василиса Прекрасная. Русские сказки 
1974. Суперобложка 


САРКИСЯН ПЕРЧ АШОТОВИЧ (1922–1970)
Gjulnazarjan H., Päevade teed (Гюльназарян Х., Дорога дней)
1970-е. Переплёт (на эстонском языке) 


ВЕЧЕРСКИЙ ЮЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (РОД. 1933)
Гербер А., Один на один
1969. Переплёт (вариант) 


ФАВОРСКИЙ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ (1886–1964)
Пушкин А., Маленькие трагедии
1961. Суперобложка 


ГОЛЬЦ НИКА ГЕОРГИЕВНА (1925–2012)
Любимова В., Одолень-трава
1965. 1-я и 4-я сторонки обложки