Часто в академии не учат академическому письму или учат слишком поздно. После философской магистратуры и бакалавриата МГУ мне пришлось самостоятельно учиться писать научные статьи и составлять документы для поступления в зарубежную аспирантуру: PhD proposal, personal study plan и прочее. Чтобы лучше разобраться в этой теме, я взял интервью у Куминовой Ольги Леонидовны – преподавательницы академического письма.

Демагог:

Что такое академическое письмо?

Ольга Куминова:

На самом деле, этот термин является калькой с английского, где его значение тоже несколько размыто. Наверное, в самом прямом и основном значении – это определенная образовательная риторическая традиция, сложившаяся в западных, прежде всего американских вузах, когда всех студентов первого–второго курса, независимо от дальнейшей специализации, обучают писать «академическое эссе» - развернутую, структурированную и сфокусированную, но относительно недлинную аргументацию в пользу некого утверждения, требующего обоснования. Обучить студента академическому письму – одна из наиболее затратных задач, так как требует постоянного индивидуального внимания со стороны преподавателя, детальной, трудоемкой правки множества письменных работ, которые быстро удлиняются в ходе курса, и в идеале обсуждения этих правок и замечаний со студентом в приемные часы. Поэтому на курсах письма нужно много ассистентов, и при наличии бюджета они дают работу студентам английского языка и литературы второй и третьей степени. Либо, если бюджета нет, этим занимаются ломовые лошадки адъюнкт-преподаватели, которых списали со счетов как исследователей. 

По мере того как студент движется дальше, в магистратуру и аспирантуру, требуемые навыки академического письма усложняются и специализируются — как сделать обзор литературы; в естественнонаучных и технических специальностях — как правильно описать методику и результаты эксперимента; в гуманитарных — как сформулировать центральное утверждение, которое не будет тривиальным, т.е. его противоположность не будет очевидно неверной; как выбрать и донести до читателя правильную степень (не)уверенности в своем утверждении, и т.д. Итоговая задача, по мере того, как студент становится самостоятельным исследователем, — перейти от учебного академического письма, адресованного прежде всего преподавателю и демонстрирующего освоенный материал и навыки, к научному письму, в котором утверждения содержат какое-то новое, добытое исследователем знание. Имея основу из навыков академического, студенческого письма, технически до этого остается только несколько шагов.

Демагог:

Какие навыки включает владение академическим письмом? Что должен уметь писать студент?

Ольга Куминова:

Один из первых навыков, которому скорее всего студента не научили в школе — это строить полные и законченные единицы текста, абзацы, которые раскрывают один аспект темы и связно, последовательно переходят к следующему. Очень мало людей, которым это даётся спонтанно, здесь нужна сознательная работа, многократное возвращение к собственному тексту, передумывание и переписывание его. 

Вообще, если нужно сформулировать главный принцип преподавания академического письма одним предложением, то он, пожалуй, звучит так: «Письмо – это переписывание». Черновик – это не пассивное вместилище, не просто внешний носитель для содержимого головы, а необходимый инструмент для формирования, усложнения и структурирования мысли. Мы не знаем в точности, что мы думаем, пока мы этого не написали – таково, по крайней мере, профессиональное мнение учителей письма (которое и я лично продолжаю разделять). 

Овладеть формальным научным стилем изложения обычно не представляет особенной трудности для большинства людей — это относится к той же области компетенций, что и умение выбрать подходящую к случаю одежду. «Надевая» формальный академический стиль письма, мы просто выражаем намерение войти на многовековой учёный банкет, симпозиум, где идёт одна из самых длинных бесед в истории человечества.   

Что должен уметь писать студент? Это зависит от того, чего ожидают от него преподаватели, его учебное заведение в целом на каждом этапе учёбы. Но в общем, необходимо освоить одну из самых тяжелых разновидностей письма, которая не имеет права скользить по поверхности, а должна тянуть за собой как можно больший объём уже существующего знания, интегрировать и дополнять уже опубликованную литературу, пропахивать эту толщу на максимальную глубину. Это, конечно, идеалистическая постановка задачи, но на практике мы всегда вкладываем силы именно и прежде всего в это – как воссоздать «карту» уже существующего знания в своей работе и найти на этой карте свою мысль, даже не зная сначала, новая ли она или повторяет уже многократно повторённое. Когда нам удаётся это установить, мы уже не студенты, а исследователи.

Демагог:

Когда следует начать обучать студента академическому письму?

Ольга Куминова:

Из вышеизложенного следует, что, как ни парадоксально, определяющие элементы академического письма, а именно формальность, последовательнсть, точность, избегание двусмысленности и, главное, опора на документированные источники — это навыки, необходимые в некоторой мере в очень и очень многих профессиях и вообще важные для мышления и коммуникации на высоком уровне. Кроме того, это важная форма творчества. Поэтому я действительно считаю полезным обучение основным элементам академического письма на первом-втором курсе высшего образования. (Хотя и в старших классах в каком-то объеме обычно учат построению аргументации, использованию источников и т.п.) Это по-настоящему практическая учёба, которая создаёт очень важный баланс в формировании человека как специалиста — и как человека. 

Демагог:

Почему в университетах студентов часто учат академическому письму только в аспирантуре?

Ольга Куминова:

На этот вопрос уже ответила выше — потому что базовое обучение очень затратно. Намного проще пустить это на самотёк и дать действовать «естественному отбору», когда дошедшие до аспирантуры как-нибудь сами из воздуха впитают необходимое понимание и умение. Я слышала этот аргумент и об аспирантах от пожилых профессоров: «Ведь мы же как-то научились писать статьи без всяких курсов». Но на самом деле в те времена, когда уважаемые профессора начинали свою карьеру, от соискателя, получившего PhD, не требовалось уже иметь несколько публикаций, чтобы претендовать хоть на какую-то работу. Требования к количеству публикаций в последние тридцать лет постоянно растут, поэтому нужна и какая-то минимальная помощь в том, чтобы соответствовать этим требованиям. Хорошо ли это для науки, когда от человека требуют публиковать статьи ещё до того, как он завершил своё первое полноценное исследование – я думаю, покажет время.

 

В дополнение к интервью, мне бы хотелось поделиться методологическими материалами об академическом письме, которые я нашёл в открытом доступе на сайтах зарубежных университетов: Purdue University, Harvard University, University of Wisconsin-Madison, University of New England, University of Toronto, Research Academy и PhD on Track.