Во время бурных революционных событий Иван Билибин находился в Петрограде. Сначала Билибин поддержал Февральскую революцию, даже создав по заказу Временного правительства эскиз нового герба России — двуглавого орла без монархических атрибутов. В сентябре 1917 года он уехал на свою дачу в крымский поселок Батилиман, надеясь переждать смутное время в столице. Но Гражданская война всё дальше и дальше выталкивала художника в сторону границы. В 1919 году он переезжает в Ростов, потом в Новороссийск, а в 1920 году Билибин эмигрировал на пароходе “Саратов”:

Новороссийск, 21 фев[раля] 1920 г. <...> Пароход “Саратов”. Спуститься по трапу уже запрещено. Без конца горе! Нас провожают тысячи глаз... Они впиваются и мучают нас. На что, на какую судьбу расстаются семьи и любящие? Чувство грусти, жути и растерянности... Корабль медленно отплывает... Провожают Ж[итков] и Б[ейлинский]. Очень жаль их. Через два дня будем в Константинополе, ещё позже будем жить в европейской стране, будем слушать музыку и смотреть на произведения искусства. И не будет чувства, что все это ни к чему, не нужно, когда гибнут и умирают люди... Надежда эта окрыляет и ведёт за собою другую надежду: мы будем много и с увлечением работать... 
Мы уже далеко отъехали от берега. Сумерки сгущаются. Слежу за фигурами Ж[иткова] и Б[ейлинского] — как два нахохлившихся скворца. И вот уже их не разобрать... 
В России нельзя работать — можно только убивать или бежать от убийства. Так жаль оставлять друзей и родных! Наше место в трюме, но на 4, 5 дней можно пренебречь.

Никто не знал, куда плывёт “Саратов”. Сначала он остановился в Стамбуле, потом — в кипрском порту Фамагуста, а 13 марта прибыл в Александрию. А в итоге Иван Билибин поселился в Каире, который его пленил: “Кругом базары, лавчонки, торговцы, нищие, бедуины, верблюды, разукрашенные ослики, ковры, сладости, фрукты — словом, садись и рисуй восточную сказку”.

Как и с русским народным творчеством, Билибин не просто схватывает на поверхности — он учит арабский язык, ездит смотреть древние памятники, изучает искусство Египта, делает множество зарисовок, фотографий, которые потом использует в работе. Египетский период оказался очень плодотворным в жизни художника, он создаст серию ярких работ, вдохновленных восточной культурой.

Затем он переезжает в Париж, где продолжает работать над театральными декорациями и книжными иллюстрациями. Во Франции Билибин не только продолжал творить, но и активно участвовал в жизни русской эмигрантской общины. Он преподавал в Русской академии художеств, основанной в Париже.


Это отрывок из статьи о Билибине, опубликованной для подписчиков Boosty и Patreon. Вы тоже можете сделать подписку и получать ежемесячные рассказы о жизни редакции нашего журнала, дополнительные статьи и проч.