Коронавирус — болезнь, которая охватила множество сфер: малый бизнес, политика, медицина, общение людей друг с другом. Появилась новая этика. Если раньше пожатие руки означало твою открытость, безоружность и готовность к общению, то в период карантина рукопожатие, поцелуй, объятие стали неприемлемой частью общения; если до самоизоляции встреча в ресторане, баре, офисе считалась неотъемлемой частью переговоров, то сегодня даже встреча на улице — mauvais ton. Все перебираются в интернет-пространство. Это норма современной жизни. Многих это не устраивает, но тут ничего не попишешь.
Вместе с этикой меняется и эстетика. Выставки, концерты, спектакли, сериалы и многое другое выпускаются, снимаются, обсуждаются в медиапространстве. Недавно был записан Московской консерваторией концерт современной музыки “Сто дней одиночества”, где в том числе звучала музыка композитора, который умер от коронавируса. Зрителей в зале не было, музыканты, вслушиваясь в эхо каменных стен, выступали только с сольными номерами, то есть в момент произведения во всём большом зале Чайковского находился только один человек. Таких примеров можно привести очень много. Даже Демагог выпустил digital-выставку поэтов и художников “Лианозовской школы”.
С третьего по пятое июля проходит ещё одна международная выставка Everart Weekend (то есть сегодня последняя возможность на неё сходить!).Особенность её не только в том, что она проходит в онлайн-формате, но и в самих работах, представленный на ней. Например, Яндекс сделал там “Галерею нейросетевого искусства”, где выложил подборку картин, написанных нейросетью, а французская арт-группа Obvious представила часть своих работ из нового проекта “Лики искусственного интеллекта”. Meduza взяла интервью у художников этой группы, обсудив с ними искусство, которое делает ИИ.
ИИ-искусство очень красиво рифмуется с эстетикой современного мира. Но возникает логичный вопрос: искусство ли это? Известна формула, что человек подобен Богу тем, что может творить. Если человек создаёт подобных себе, творящих, не выстраивает ли он тем самым новую Вавилонскую башню, пытаясь достичь божественного всевластия? Вопрос о Боге и его связи с искусственным интеллектом возникает не первый раз. И это слишком большая тема, чтобы раскрыть её в моей маленькой критической заметке.
В проекте “Лики искусственного интеллекта” представлены четыре африканские маски, форму и орнамент которых создали нейросети. Сами авторы проекта говорят в интервью Медузе так: “Это фантазия о том, каким он (ИИ будущего — Ф. О.) будет. Люди представляют его всемогущим божеством, мистическим персонажем, это похоже на культ. Есть определенная параллель между сильными ИИ и таинственными африканскими верованиями. Маски в Африке использовали в тайных обрядах, чтобы получить некую таинственную силу, сверхчеловеческие способности. И вот что мы сделали — наделили каждую маску своей силой, которая должна быть присуща и будущему искусственному сверхразуму. Одна маска у нас олицетворяет логичность, другая — экзистенциальность, третья — всезнание, и так далее”. То есть сами они это связывают с божественным началом. Нейросеть перестаёт быть просто набором математических формул и предстаёт как нечто божественное.
Современный искусственный интеллект ещё не достиг того уровня, чтобы самостоятельно придумывать и создавать от начала и до конца художественное произведение. Ему дают десятки тысяч произведений для анализа, а после этого он создаёт что-то своё, опираясь на то, что он просмотрел. То есть он не Творец в полном смысле этого слова. Пока не Творец. Сейчас же он инструмент в руках художников. Потому что они дают ему материал, они выбирают его работы и т.д.
Сами художники уже не работают кистями и красками, они не прорисовывают детали. Но и это уже не ново. Приходит на ум самый банальный пример — “Фонтан” Марселя Дюшана, где он пытается представить писсуар на выставку (правда его не приняли). У Дюшана ещё есть и другие не менее замечательные работы. Например, "L.H.O.O.Q.", где Дюшан к “Джоконде” Леонардо да Винчи пририсовывает усы.
Это взаимодействие с искусством прошлого. Искусственный интеллект тоже анализирует десятки тысяч работ прошлых веков, создавая что-то своё. Получается, это новая ступень эволюции живописи, а не просто лень художника. Кроме того, Марсель Дюшан был сторонником продуманного искусства, где невозможна случайность — дрожь руки, неправильно подобранная краска и проч. С этой мыслью он жил очень долго, пока не треснуло зеркало, предназначенное для одной из его работ. Ему так понравилась фигура трещины, что художник решил оставить её. Искусство XX века семимильными шагами идёт к правильному, продуманному, математическому искусству. ИИ-искусство — апогей этой идеи. Здесь не может быть случайности, только математические формулы, потому что этих картин нет, они только в абстракции — на экране компьютера.
У группы “Ноль” была песня “Блуждающий биоробот”, где припев состоял из одного вопроса: “Что тебе снится, блуждающий биоробот?” Нужно сказать, что слово “робот” пришло из чешского “robot”, которое в свою очередь от “robota” — “барщина”, мы можем найти исторические корни этого в словах “работа” и “раб”. То есть он должен работать на человека. Пока это так, и художником считается не сама нейросеть, а человек, который ей управляет. Но искусственный интеллект будущего должен работать и принимать решения самостоятельно. Этому ИИ как раз и посвящается песня группы “Ноль”. Там же есть строчки “Побеждена природа! Кто побеждал — молодец! / В награду за эту угоду к нам в гости несётся п*здец!” Тот ли это П, о котором писал Пелевин в своём романе “Generation П” — наконец появилось то самое поколение, и пепси-кола никак не связана?
При упоминании какого-либо современного художника (в самом широком смысле этого слова) после демонстрации его головоломных, непонятных работ, часто говорят “но вообще-то он окончил N-ский университет, большой интеллектуал и мастер классического искусства”. Например, даже самые, казалось бы, неприемлемые в приличном обществе художники оправдываются тем, что они на самом-то деле умные и интеллигентные, взять хоть Сяву с его “Бодрячком, пацанчики”.
Художники же из арт-группы Obvious признают, что никакого отношения к живописи не имели, только родители их водили на выставки, но образование у них инженеров и бизнесменов. Получается, каждый может стать художником, не обладая никакими знаниями и умениями в этой сфере. Есть множество сайтов, которые для вас сгенерируют произведение искусства. Взять хотя бы этот. Вы приходите на сайт и нейросеть даёт вам готовые картину, стихотворение, изречение и т.д., которые до вас никто не видел. Судя по последним веяниям искусства, вы можете сделать Ctrl+C и Ctrl+V, а потом получать миллионы долларов, потому что вы современный художник. Я помню со школьного времени восклицания моих сверстников на увиденные картины Малевича, Энди Уорхола и других деятелей искусства “Я тоже так могу”. “После Малевича уже каждый может,” — обычно отвечали им. Но теперь-то мы и правда можем, даже не надо иметь техническое или искусствоведческое образование, чтобы нейросеть выдала тебе картину, которую ты можешь выставлять и считать себя художником.
Платон считал, что в искусстве главный критерий — красота. Красота у него — единое понятие вместе с истиной и добром. Определить, что такое красота, — по мнению Платона, — невероятно сложно. Для того, чтобы видеть красоту, надо быть человеком. Если ты — человек, то ты способен определить красоту. Нейросеть / биоробот / вставить нужное по определению не-человек. Значит, ИИ не способен определить красоту. На мой взгляд, здесь должно идти умозаключение, что нейросеть не может и творить красоту.
Всё-таки ИИ-искусство ещё не дошло до того момента, когда стоило бы задуматься, что человек-художник — это слишком затратно. Нейросеть пока не перевернула искусство или представление о нём — это логичное продолжение той линии, которая появилась ещё в начале прошлого века. Однако я бы не стал это игнорировать. Современные технологии и художественная мысль развиваются настолько быстро, что можно проглядеть, когда искусство будет роботизировано полностью.
Будущее — туман, прошлое — обман. Расскажи, что тебе снится?..