«Мы встретились в странный период моей жизни».
Почти не осталось тех, кто на своём веку видел закрытие театров. Даже во время войн они работали, как минимум, для поддержания морального духа. А значит, большинство из нас сейчас впервые столкнулось с ситуацией, когда абсолютно все театры оказались закрытыми. Для меня театр является неотъемлемой частью жизни, и как мне быть без него на протяжение длительного времени, я поначалу не совсем понимал. Театр — это культура, образ, слово; увлечение театром не столько повышает непосредственно интеллектуальный уровень, сколько расширяет кругозор человека, позволяя ему видеть жизнь с разных, порой совершенно новых сторон. Пожалуй, впервые за сто лет у театра нет зрителя, нет живого зрителя. Театр остался без «театрала».
В наше время сходить на спектакль — удовольствие дорогое, не каждый может себе это позволить, потому театру очень важно сохранять своего зрителя, беречь его и заботиться о нём. Но как этого добиться, если посещать подобного рода мероприятия запрещено? Театры прибегают к разным способам напоминания о себе зрителю: проводятся прямые трансляции спектаклей, открываются онлайн-архивы, растёт активность аккаунтов в социальных сетях. Театр делает всё, чтобы демонстрировать свою активность, свою заботу о зрителе — в противном случае следующий театральный сезон может стать последним. Конечно, подобные решения — огромный удар по бюджету, но в долгосрочной перспективе именно они являются верными, ведь за последние три месяца у людей была возможность не только подпитывать свою любовь к театру, но и открыть её для себя. Это, пожалуй, говорит о том, что в будущем театр получит новых зрителей, станет более востребованным.
Например, зритель сейчас попадает «за кулисы» театра, не выходя из дома — всё благодаря прямым эфирам, в которых принимают участие актеры, режиссёры и другие работники театральной сферы. Такой подход позволяет зрителю доверять этим людям и этому месту.
На самом деле, за то время, в которое мы в наибольшей степени отдалились друг от друга и от театра в том числе, мы небывало с ним сблизились — театр появился у нас дома, мы стали жить рядом с ним.
Получается, если театр остался без «театрала», то и «театрал» остался без театра? Безусловно, ведь зритель тоже понёс потери вместе с отменой всех спектаклей и закрытием театров, как минимум, до сентября. Человек, берущий силы из театральной жизни, спектаклей и суматохи вокруг самого действа, сейчас находится в недоумении, в пустоте. Почему я не могу прийти туда, где мне хорошо, позволить незнакомому человеку поделиться со мной своим виденьем, принять это виденье или не принять его, осмыслить сейчас и даже переосмыслить позже? Конечно, все эти риторические вопросы лишены всякого смысла, но так или иначе возникают в голове театрала на изоляции.
Спектакль «Обыкновенная история» по роману Гончарова в Гоголь-центре я видел трижды. Первый раз я сидел в амфитеатре и смотрел его издалека, и уже тогда он произвёл на меня сильное впечатление.Но для получения более целостной картины необходимо было увидеть «Обыкновенную историю» с другого ракурса, более детально. Второй раз я был на расстоянии вытянутой руки от актёров. Казалось, теперь этот спектакль изучен мною полностью — от общих видов до мелочей —, но я посмотрел его и в третий раз, уже сидя на диване в своей квартире, просто открыв инстаграм Гоголь-центра и нажав на прямую трансляцию спектакля.
В тот вечер я понял для себя три вещи:
— я очень благодарен театрам за прямые трансляции;
— теперь я, определённо, обладаю цельным виденьем «Обыкновенной истории»;
— я совершенно точно не хочу больше смотреть спектакли в записи (не считая тех, которые нельзя увидеть иначе).
Я не буду сейчас разбирать каждый из просмотров этого спектакля, скажу только одну довольно очевидную и при том неоднозначную мысль: просмотр спектаклей в записи отнимает половину впечатлений от увиденного, но ничего лучше на данный момент у нас нет.
Итак, что же хуже: театр без «театрала» или «театрал» без театра? Как я уже отметил, театр для «театрала» сделал многое, чтобы он чувствовал себя причастным, приближенным к любимому пространству. Достаточно ли этого? Вряд ли.
Может ли театр сделать больше? Определённо, нет. «Театрал» же для театра может сделать только две вещи: поддерживать его любыми способами (например, просмотром онлайн-трансляций) и не осуждать, если вдруг деньги за билеты на отменённые спектакли не вернулись автоматически, даже если это обещала администрация.
Театрам тяжело материально, «театралам» тяжело духовно, что из этого важнее — сказать трудно, потому что нет правильного ответа, но с обеих сторон есть люди — это важно.