В Российской империи, да и в советское время высшее образование было одним из важных карьерных лифтов. До революции хорошее образование помогало сделать карьеру и получить дворянство, личное, а если повезет, то и потомственное. Инженеров было мало, не хватало врачей, юристов, математиков.
Революция перемешала все сословия, лишила дворянство привилегий, но сохранила огромную потребность в образованных кадрах. Уже к 1930 году количество студентов в СССР в два раза превысило уровень 1913 года. А дальше студенческая масса росла практически непрерывно вплоть до 1980 года.
В количественном выражении наибольший рост произошел за пять лет с 1961 по 1966 годы, когда ежегодно численность студентов увеличилась на 250-350 тысяч человек. Фактически с 1958 по 1967 год число студентов в СССР удвоилось.
Кроме увеличения набора студентов здесь сказалось несколько факторов. Во-первых, экономические причины. В 1956 году отменили просуществовавшую с 1940 года плату за обучение в старших классах школы, средних специальных и в высших учебных заведениях. Для небогатого в основной своей массе советского населения это было очень важно. Во-вторых, демографический фактор. Школы начало заканчивать сравнительно многочисленное поколение, родившееся с 1935 по 1941 годы, избежавшее голода в начале 1930-х и не успевшее по возрасту на войну.
Половозрастные диаграммы населения России 1939 и 1959 годов
Следующий пик рождаемости начнется в 1950 году, и именно это поколение, которому в 1989 году будет от 30 до 40 лет и станет основной движущей силой Перестройки, распада СССР и перехода к рынку. Но до этого еще очень далеко.
Если подходить к медиасреде как к рынку, на котором есть спрос и предложение, то можно сказать, что в стране возник огромный спрос на интеллектуальную пищу для нового поколения студентов. Увеличивающееся на глазах студенчество нуждалось в своем языке, отличном от поколения отцов. Тем более что мир вокруг них менялся стремительно. В Москве только что прошел фестиваль молодежи и студентов (1957 год). В искусстве, в общественной жизни — разгар легендарной Оттепели, уже запустили спутник, на глазах у восторженной молодежи почти каждый год взлетают ракеты с космонавтами.
Спрос на искусство рождает предложение, в котором заметно уже и само молодое поколение. В стране возникает новый кинематограф, который представляют начинающие Андрей Тарковский, Геннадий Шпаликов, Георгий Данелия. Именно в это время на экране появляется знаменитый Шурик, вобравший в себя черты этого поколения студентов. На сцене блистают новые поэты — Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский. Не отстаёт и телевидение. В 1961 году его взрывает новая передача КВН, которая просуществует 11 лет до 1972 года и заново будет открыта только в 1986 году.
Всё это создаёт жажду творчества, которая выражается в том числе в создании жанра авторской песни, когда, казалось, пели все студенты. В силу дешевизны и простоты, главным инструментом авторской песни стала гитара. Сейчас даже трудно перечислить, кто из корифеев жанра авторской песни начинал творить в это время. Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дулов, Сергей Никитин — этот список можно продолжать очень долго.
Рост популярности авторской песни совпал с развитием туризма, который, с одной стороны, продвигался сверху за счёт создания в регионах соответствующей инфраструктуры, а с другой — совпал с интересом молодого поколения, стремившегося в том числе проверить себя на прочность рядом с поколением воевавших отцов. Зачастую это был действительно экстремальный вид спорта. Не случайно так много историй о погибших туристских группах. Здесь и легендарная группа Дятлова, чей поход прервался в 1959 году, и Валерий Грушин, утонувший в 1967 году, в память которого проводится знаменитый песенный фестиваль, и менее известный за пределами авторской песни Арон Крупп, погибший вместе со всей группой в 1971 году. Известным альпинистом был и Юрий Визбор, писавший среди прочего и о своих друзьях, чью жизнь забрали горы.
В 1971 году рост количества студентов прекращается. И опять для этого было сразу несколько причин. Во-первых, страна вступает в период застоя, исчерпав возможности экстенсивного развития. Рост мировых цен на нефть позволяет пока не беспокоиться о хлебе насущном, но и не стимулирует интенсификацию использования внутренних ресурсов. При этом демография вроде бы благоприятствует росту набора. Выпускников школ с каждым годом становится всё больше. Только народному хозяйству инженеры уже не нужны. Скорее, нужны рабочие, а количество желающих работать в офисе увеличивается. К тому же многочисленное поколение студентов 60-х уже заняло все рабочие места, а новых неосвоенных территорий в стране уже не осталось. Да, в 1974 году начинается освоение БАМа. Но чтобы набрать на эту Всесоюзную комсомольскую стройку сто с лишним тысяч работников, пришлось основательно оголить регионы Центральной России, где и так людей было не слишком много.
Барды становятся неугодными, как и в целом их поколение. Фестивали и концерты начинают сокращать. Молодых инженеров загружают ненужной работой. И постепенно всё приходит в состояние глухого бессмысленного времяпровождения. В итоге поколение шестидесятников, обещавшее так много, весь свой пыл и энергию пускает в свисток. Да, творческая составляющая никуда не делась, но чудовищная неудовлетворенность разъедает это поколение. Когда в стране начинаются перемены, бывшие студенты шестидесятых уже находятся на склоне своей карьеры и превращаются скорее в легенды, чем в серьезных действующих лиц Перестройки. А нам остаются фильмы и книги, песни и стихи. Мы будем долго их цитировать и изучать, пытаясь разобраться в том, что помешало этому поколению стать локомотивом развития страны. И что надо сделать для того, чтобы будущие поколения не повторили их судьбу. Увы, ответа хорошего на эти вопросы нет.