Кира Муратова — одна из тех, кто создал язык позднесоветского и постсоветского кино. Причём именно язык, речь — очень важная тема для Муратовой. 

«Короткие встречи» (1967), «Астенический синдром» (1989), «Чувствительный милиционер» (1992), «Второстепенные люди» (2001), «Вечное возвращение» (2012) — это фильмы, которые изменили весь кинематограф.


“Астенический синдром”, Кира Муратова. 1989

Кира Муратова исследовала темы насилия, жестокости. И казалось бы, этого в современном кино полно, однако Муратова, наверное, тоньше остальных знает человеческую психологию и не боится её показывать во всём её уродстве.

Рената Литвинова дебютировала в кино в качестве актрисы в 1994 году в драме “Увлеченья” Киры Муратовой, и она стала во многом символом фильмов Муратовой. Но уже в 2000 году выпустила и свою первую режиссёрскую работу “Нет смерти для меня” — документальное кино о судьбах пяти русских актрис.


“Богиня: как я полюбила”, Рената Литвинова. 2004

А в 2004 году вышла её лента “Богиня: как я полюбила” — дебют Литвиновой в полнометражном художественном кино. Последний фильм “Северный ветер” вышел в 2021 году и посвящён Кире Муратовой

Ольга Преображенская начинала свою карьеру как театральная актриса. В 1913 году она начала сниматься в фильмах киноателье “Тиман и Рейнгардт”. А уже в 1916 году состоялся её дебют в качестве режиссёрки: совместно с актёром, сценаристом и режиссёром Владимиром Гардиным она экранизировала “Барышню-крестьянку” Пушкина.


“Бабы рязанские”, Ольга Преображенская. 1927

После революции Преображенская стала и первой женщиной-преподавателем режиссуры. И к самим фильмам она подходила с феминистской оптикой. Самой известной картиной Преображенской стали “Бабы рязанские” 1927 года (к десятилетию революции) — о жизни женщин в деревне накануне и во время революции. Основанный на документальном материале фильм стал самым успешным коммерческим проектом московской фабрики “Совкино”, под впечатлением от него остался Теодор Драйзер (американский писатель в это время как раз посещал СССР).

Авдотья Смирнова дебютировала как режиссёрка в 2006 году с фильмом “Связь”, сценарий, который написала она сама, предназначался изначально для Алексея Учителя. Но режиссёр приступал к съёмкам другой картины и предложил Авдотье самой снять кино. Её дебют отражал эпоху нулевых годов, но на этом Смирнова не останавливается. 


“Связь”, Авдотья Смирнова. 2006

Например, в 2018 году вышел фильм “История одного назначения” — рассказ о суде над полковым писарем, ударившим командира, а Лев Толстой кидается защищать жертву неповоротливой государственной машины. И его невозможно не соотносить с судебными делами конца 2010-х годов — от Сенцова и Кольченко до множества других жертв. А в 2021 году выходит “Вертинский” — история про взаимоотношения человека и власти, про то, как ход истории может сломать человека, и про то, как можно этому сопротивляться. 

Татьяна Лиознова в 1943 году поступила во ВГИК в режиссёрскую мастерскую актёра и режиссёра Всеволода Пудовкина, потом её увольняли с киностудии имени М. Горького в период “борьбы с безродным космополитизмом”, снова принимали, после чего наступил период “малокартинья”, и несколько лет Лиознова вместе с матерью кроила и шила одежду.


“Карнавал”, Татьяна Лиознова. 1981

В 1967 году вышел фильм “Три тополя на Плющихе”, в 1973 году Лиознова завершает 12-серийный телефильм “Семнадцать мгновений весны”, а в 1981 году на экраны выходит фильм “Карнавал”. Это те картины, которые у многих и ассоциируются у зрителя с советским кинематографом. Основной темой её фильмов стала инаковость, чужеродность. Этот лейтмотив проходит почти через всю её фильмографию.

Валерия Гай Германика шла к режиссёрскому креслу непростым путём, даже успела поработать операторкой на порностудии. Известность ей принёс документальный короткометражный фильм “Девчонки” 2005 года, который попал в программу фестиваля “Кинотавр”, где получил приз за лучшую короткометражную киноленту, а также был показан в рамках “Дня России” на 59-м Каннском кинофестивале. Потом был и фильм “Все умрут, а я останусь”, и широко обсуждавшийся телесериал “Школа”, фильм “Да и да” и т.д.


“Школа”, Валерия Гай Германика. 2010

Валерия Гай Германика — очень неоднозначная (или даже однозначно неприятная) персона, выступающая за путинскую власть, против митингов, феминизма и либеральной мысли. Однако если внимательно смотреть её кино, то всего этого там нет, особенно в ранних документальных короткометражках, и в бунтарском “Все умрут, а я останусь”. Там речь о любви и свободе.