Что такое архетипы?
По сути, архетипы — это универсальные образы с определённым набором черт. Теорий архетипов и отдельно женских архетипов очень много. Одна из самых популярных принадлежит Джин Шиноде Болен. Она выделяет семь женских ролей: дочь, сестра, любовница, жена, мать, советчица и “соединённая с внутренним миром” — духовное начало. И сопоставляет их с известными древнегреческими богинями: Персефоной, Артемидой, Афродитой, Герой, Деметрой, Афиной и Гестией.
В каждой женщине уже есть все семь ролей, но по разным причинам, от воспитания до характера, одни из них ярко проявляются, а другие остаются “замороженными”.
Женские архетипы в популярных реалити-шоу на российском ТВ
В твиттере вы чаще всего увидите упоминания шоу “Беременна в 16”, а в инстаграме — рекламу с “Пацанками” или разбор какой-нибудь серии “Холостяка”. Поэтому складывается ощущение, что на российском ТВ женщинам отводится всё та же роль — нужно быть кроткой, удобной, красивой и обязательно найти отношения.
“Если мы рассуждаем о женских архетипах в разрезе так называемых традиционных ценностей, главная проблема заключается не в том, что женщина тут не является движущей силой, а в жёсткой сегментации мира: вот в этих сферах мужчина актор, а вот тут территория женщины. В современной жизни такое разделение часто выглядит искусственным, хотя некоторые семьи и культуры старательно пытаются сохранять эти роли константными”, — рассуждает клинический психолог и психотерапевт Александр Чусов.
Самые рейтинговые реалити — те, в основе которых лежит конкурентная борьба. Прямо сейчас на разных каналах идут очередные сезоны “Последнего героя” и “Выжить в Дубае. Возвращение”. Совсем недавно закончились “Выживалити” и “Сокровища императора”. В каждом из этих реалити женщины борются за выигрыш наравне с мужчинами. Конечно, эти проекты не стоит идеализировать: в них достаточно сексизма, но мы говорим об основном принципе. Очевидно, что сейчас наибольшим спросом пользуются программы, в которых добродетелями являются сила, выносливость и власть. На фоне государственной пропаганды традиционных семейных ценностей это выглядит неестественным, однако развлекательное ТВ пока ещё ориентируется на реальный интерес аудитории.
Вот что о влиянии телеконтента думает Александр Чусов: “Подобные шоу могут реально влиять на умы зрительниц. Речь не идёт о том, что все посмотревшие проект будут вести себя исключительно так, как его победительница. Однако аудитория видит реальные модели поведения, с которыми может не сталкиваться в реальной жизни. Шоу демонстрируют нам разные типы взаимодействия и богатую палитру эмоциональных реакций на те или иные обстоятельства. Это обучение через наблюдение: смотря на участниц, мы можем примерять на себя разные паттерны поведения”.
Женские архетипы в реалити: три богини
На первый план выходят архетипы так называемых Богинь-девственниц: Артемиды, Афины и Гестии, олицетворяющих женскую независимость, компетентность и самодостаточность. Эти героини не склонны к любви и не страдают от неразделённых чувств, они целеустремлённы, сосредоточены, ориентированы на достижения и мыслят логически в отличие от уязвимых Богинь: Персефоны (дочери), Деметры (матери) и Геры (жены), которые реализуются только скорее в контексте отношений.
“Такой выбор архетипов особенно для состязательных реалити-шоу абсолютно обоснован: все они готовы активно действовать и вступать в борьбу. Но методы используют разные. Артемида — деловая, боевая, протестная героиня. Она немного панк. Афина взрослее и мудрее первой богини, её поведение основано на интеллекте, а не на инстинктах. А Гестия, конечно, духовная и мягкая, но она положит массу сил и энергии на то, чтобы всё вокруг работало по правилам. Но не стоит забывать, что архетип — это динамическая система и в разных ситуациях мы видит разные проявления: ни Афины, ни Гестии в чистом виде не встречаются”, — дополняет Александр Чусов.
Афина из Африки
Афина — воительница и интеллектуалка. Она олицетворяет собой логику и стратегическое мышление. Яркая представительница этого архетипа — победительница “Новых Звёзд в Африке” Евгения Искандарова.
“Женька чисто за себя сейчас играет. Но она всегда за себя играла. Просто средствами других людей”, — говорила о сопернице Карина Нигай в финале сезона.
Евгения Искандарова участвовала во многих соревновательных телепроектах: боролась за победу на шоу “Рассмеши комика”, дважды приходила на “Comedy Баттл”, проходила испытания в возрождённом шоу “Форт Боярд”. С 2020 года началась череда побед Жени Искандаровой: “Остров героев”, “Total Blackout” и, наконец, “Новые звёзды в Африке”.
“Я люблю игры, которые касаются выживания. И с большим удовольствием в этом участвую. Проверяю себя на прочность и не дорожу своей жизнью. Ну правда, меня всегда тянет туда, где есть риск”, — делится Искандарова с “Вокруг ТВ”.
Поющая Гестия
Гестия — богиня уединения и жертвенного огня. Она символизирует служение и духовность. Такая, например, победительница “Новой Фабрики Звёзд” Мария Гордеева. Девушка выбрала тактику, противоположную поведению на классических реалити. За все месяцы на проекте она не была замечена ни в одном конфликте, не закрутила ни одного романа и не сплела ни одной интриги. Всё, что видели зритель_ницы, — бесконечные репетиции Маши на фоне классического буллинга и сплетен.
Погруженность Марии в музыку — не просто выбор профессии. В одном из выпусков она рассказала, что талант в ней заметил старший брат. Именно он помогал ей ходить на кастинги и писать песни. У них была общая мечта, которую Маша Гордеева решила во что бы то ни стало воплотить сама после внезапной смерти брата. “Новая Фабрика Звёзд” — не первая попытка Марии на ТВ. До этого она участвовала в шоу “Музыкальная интуиция” и “Фактор.BY”.
“Первые песни я начала писать в двенадцать лет. Я писала стихи, отдельно — музыку. А потом до меня дошло, что их можно совместить, и получится песня. И самые первые демки я отправляла именно ему (брату)... Мне важно, чтобы знали, кто родоначальник, кто в меня вкладывался. И я безумно благодарна ему за это”, — делилась Маша с другой участницей шоу Дарьей Кочневой.
Артемида в Дубае
Артемида — богиня-охотница, пацанка и сорванец. Она самая активная и бойкая из всех богинь. Среди участниц популярных телепроектов под архетип Артемиды лучше всего подходит Татьяна Минжуренко из шоу “Выжить в Дубае”. Её стихия — это конкурсы и соперничество: “Я очень давно мечтала попасть на проект, где есть испытания, где можно выживать. Это прям про меня. Я, наверное, четыре года до этого заполняла заявки на «Последний герой» и похожие проекты”.
При этом жизнь Татьяны напрямую связана с физической активностью: она КМС по пауэрлифтингу, мастер международного класса по регби-7. Сейчас она тренирует других и выступает в роли нутрициолога и эксперта крупного спортивного издания, в котором рассказывает о ЗОЖ. В отличие от Афины-Искандеровой эту героиню в шоу привлекает процесс, а не результат: “Я благодаря спорту помогаю людям. Мне столько людей пишут, столько отзывов. Самое ценное в работе для меня — когда человек получил то, что хотел. Ради этого стоит заниматься тем, чем я занимаюсь”.
“Могут ли представительницы других архетипов быть успешными в таких проектах? Вряд ли. Афродита — это, говоря языком ТВ, Ким Кардашьян. Она если и героиня реалити, то про саму себя, она не борется, она над схваткой. Персефона обособлена от социума, она либо юная дева и принадлежит матери, либо привязана к мужу, чьим царством она незримо управляет. Борьба будет скорее вокруг Персефоны или за неё, но она не боец сама по себе. Деметра — это мать всех матерей, такая героиня может быть интересна на ТВ, но точно не в формате состязания. Архетип Геры, в ответе за законный брак и контакт с мужем, но не как с возлюбленным, а как с партнёром по законным отношениям. Для такого рода женщин характерна позиция подчеркивающая сам статус «я — жена статусного мужа». Гера может быть героиней реалити, но другого склада, например, «Реальные домохозяйки из Беверли Хилз»”, — подводит итог Александр Чусов.