В современном мире очень легко потеряться в пучине информации, которая захватывает все сферы жизни. Поэзию она тоже не обошла стороной. Мы видим множество стихотворений ежедневно (кто-то, может, еженедельно или ежемесячно). Но сколько же из них — откровенное графоманство, не стоящее нашего внимания! Я решил, что в моих силах исправить это, поэтому приготовил инструкцию, следуя которой тысячи и тысячи смогут наконец-то заполнить пустые листы старой тетради новыми гениальными творениями.

1. Надо начать с того, что стихи пишет не абы кто, а поэт (даже Поэт). И нужно стать поэтом (даже Поэтом). Для этого необходимо изучить рынок — какие есть поэтические журналы, премии, поэты (даже Поэты). Обязательно задумайтесь о Вашем читателе. Конечно, нужно ориентироваться не на какое-то быдло, а на понимающих людей.

а) добавьте пару-тройку-четвёрку (больше не нужно) поэтов (даже Поэтов) в друзья в фейсбуке. Это должны быть люди старше сорока (лучше пятидесяти), либеральных ценностей, печатающиеся в поэтических журналах, добавляющие всех в друзья.

б) добавьте пару-тройку (больше не нужно) писателей (даже Писателей) в друзья в фейсбуке. Это должны быть люди старше сорока (лучше пятидесяти), либеральных ценностей, печатающиеся в любых журналах, добавляющие всех в друзья.

в) добавьте одного-двух (больше не нужно) филологов (просто филологов) в друзья в фейсбуке. Это должны быть люди старше сорока (лучше пятидесяти), либеральных ценностей, можно и не печатающихся, но добавляющих всех в друзья.

2. Теперь Вы — поэт (даже Поэт). Поэтесса звучит абсолютно несерьёзно. Если Вы хотите, чтобы Вас так называли, то Вам в инстаграм. Здесь я Вам не советчик. Я воспитываю в Вас именно поэтов (даже Поэтов).

3. Вот теперь можно приступать к написанию самого стихотворения. На компьютере или телефоне нормальные люди не пишут, конечно. Это должны быть пожелтевшие страницы, а лучше салфетка в дешёвом баре, ручка школьных времён, нервически дёрганный почерк, обступающий круги от кофе и вина.

4. Но это формальности. Давайте уже перейдём к самому стихотворению. Главное — тема. Сюжета в стихотворении быть не может. А если есть, то только мазками, эдакий импрессионизм. Важнее сама тема: депрессия, одиночество, ощущение близости смерти, безответная любовь, боль физическая и душевная… этот список можно продолжать, но основные мотивы уже ясны.

5. Теперь разберёмся с тем, как мы это будем описывать. Конечно, напрямую говорить об этом нельзя, Ваши стихи не должны быть прямолинейны. Но смысл должен быть понятен. Надо описывать ощущения. Цвета: тёмные, мрачные, но контрастные. Чёрный и белый (с доминацией чёрного), чёрный и красный (с доминацией чёрного) — хорошие пары. Запахи: спёртые, неприятные. Даже если духи, то напоминают что-то тоскливое и далёкое. Звуки: холодные, режущие, грустные — скрип половиц, звон ключей, крик ужаса и плач.

6. Основные атрибуты должны указывать на депрессивное состояние Вашего лирического героя — бутылка, табак, нож, разбитое стекло.

7. Вы — поэт (даже Поэт), а не быдло, поэтому должны быть отсылки. К библейским текстам, конечно; к хрестоматийным поэтическим текстам, безусловно.

8. Про ритм и говорить нечего. Он обязательно должен быть хоть раз сломан, если вообще присутствует. 

Остальные комментарии я буду давать Вам по ходу написания.

Я буду писать стихотворение от своего лица, то есть у меня будет мужской лирический герой. Если Вы женщина, то повторять не обязательно, хотя мужской лирический герой у женщин — ещё трагичнее, а это хорошо.

Итак, начнём. Самое главное место в стихотворении — начало, первая строчка. Это уже может быть цитата, отсылка. Есть пару беспроигрышных вариантов — Бродский и Есенин, тогда это точно великое стихотворение, очень глубокое и очень депрессивное, что замечательно. Возьму Бродского. Пишем в поисковике “Бродский”. Один из первых сайтов предлагает выбрать тематику стихотворений:

Выбираем или “стихи о любви”, или “стихи о жизни”, или “грустные стихи”. Вот наши три раздела. Я выбрал первый. Там тоже стихи на выбор:

“Я вас любил” — уже отсылка к Пушкину. Бродский тоже не дурак, оказывается. Хотя если бы сослался на Есенина, было бы интереснее. Стоит огонёк и сорок восемь комментариев. Стоит рассмотреть этот вариант. Если цитировать по первой строчке, то могут подумать, что это к Пушкину отсылка. А нам надо, чтобы все точно поняли, что никакой не Пушкин, а Бродский. Самая подходящая нам строчка "Я застрелиться пробовал, но сложно”. Но её вряд ли поймут как цитату, поэтому уточним:

 

“Я застрелиться пробовал, но сложно...”

—Говаривал когда-то Бродский.

 

Хорошо, есть первые две строчки. Теперь нам нужно четверостишие, то есть придумываем рифмы: сложно — осторожно, Бродский — плотский.

 

“Я застрелиться пробовал, но сложно...”

—Говаривал когда-то Бродский.

Я закрываю сборник осторожно,

И грех затягивает плотский.

 

Уже одно четверостишие готово. Но одного нам не хватает. Нам нужно ещё более депрессивное состояние, отсылки к библейским текстам или сюжетам. Начнём с отсылок. Здесь тоже должно еле угадываться. Например, рыба — символ Христа. Значит, мы можем использовать рыбу, тогда можем воспользоваться и атрибутами из инструкции.

 

Ножом разделывая рыбу,

Ты вспомни треснувший аквариум.

Ты не оставила мне выбор,

Но ты оставила метания.

 

Рыба есть, нож есть, разбитый аквариум есть, обращение к даме есть, рифмовать выбор с рыбой — очень хорошо, другой вопрос, что правильнее было бы написать “ты не оставила мне выбора”, но так даже драматичнее звучит, вряд ли кто-то заметит ошибку, а вот вторая рифма не очень, но зато на грани срыва и панической атаки — это замечательно.

Но и на этом я бы не заканчивал. Две строфы маловато для гениального стихотворения. Добавим третью. Нам уже не нужны отсылки, зато нужно больше погрузить в атмосферу. Добавим цветов, ощущений.

 

Сижу в одиноком баре.

 

Вот, здесь чувствуется грусть. Есть слово “одиноком”, но оно не относится к лирическому герою. Вроде, речь про бар, но читатель-то догадается.

 

Сижу в одиноком баре

И пью дешёвый коньяк.

 

Вот ещё один атрибут — алкоголь. Уже очень хорошо. Теперь больше ощущений. И зарифмовать как-то надо.

 

А в чёрно-красном бокале

 

Вот-вот, только надо ещё чёрного. Непонятно, почему бокал такого цвета, рифма так себе, но это вообще не имеет значения.

 

А в чёрно-красном бокале

Чёрный скрипучий дурак

 

Рифма совершенно никуда не годится, но зато это уже тема отражений. Тут можно и “Чёрного человека” Есенина вспомнить, который в самом конце перед зеркалом стоит. Вот так и здесь. Очевидно, что это не будет понятно тупому быдлу, но людям знающим это будет видно и без пояснений.

Но на этом стихотворение не закончено. Теперь надо собрать все строфы вместе и убрать все знаки препинания, можно оставить только многоточия, они добавляют трагичности. И все заглавные буквы. Перед нами встаёт вполне гениальное современное стихотворение, которое не будет похоже ни на одно, что уже висят в сети. Теперь вы поэт (даже Поэт) с гениальным стихотворением.

 

я застрелиться пробовал но сложно...

говаривал когда-то бродский

я закрываю сборник осторожно

и грех затягивает плотский

 

 

ножом разделывая рыбу

ты вспомни треснувший аквариум

ты не оставила мне выбор

но ты оставила метания

 

 

сижу в одиноком баре

и пью дешёвый коньяк

а в чёрно-красном бокале

чёрный скрипучий дурак