Для ЛГБТК-сообщества будущее в России было закрыто. Сегодня квирная мечта похожа на призрака. Поэтому её можно изучить с помощью хонтологии. Эту концепцию придумал Жак Деррида, чтобы “предоставить” слово призракам.

Призрак веет тем, чего по-настоящему не хватает в тоске о прошлом, или же тем будущим, которое в прошлом казалось исполнимым, но в настоящем уже утрачено. Марк Фишер использует в хонтологических исследованиях материалы массовой культуры, так как замечает, что культурные объекты могут “знаменовать” мечты о несбывшемся будущем.
Он интерпретирует хонтологическую ностальгию, как “желание возобновить процессы демократизации и плюрализма”. В этом смысле можно справедливо заметить, что хонтологическая тоска должна быть свойственна всякому россиянину. Но в этом тексте я хочу посмотреть через хонтологическую оптику именно на российскую квирность, выделив тем самым хонтологический аспект этой культуры.

На «Ноже» уже писали, что “дом с призраками прошлого и будущего России — это девяностые”.  В статье музыка “Монеточки”, “Луны” и клип Димы Билана рассматриваются, как хонтологические артефакты. И тем не менее там не затрагивается творчество самих девяностых. Группа “Тату” — яркий пример квирной хонтологии той эпохи. Так, песня “Нас не догонят” выражает основной принцип квирной стратегии. И то, что певицу Юлию Волкову драматично “догнали” показывает, что больше нет будущего, о котором можно было мечтать в прошлом.

 


Тогда “Тату” называли “экспортом” либеральных ценностей на Запад. В то время могло показаться, что близка Россия, свободная в плане гендерной и сексуальной открытости. Однако уже вскоре демократические реформы стали сворачиваться. И до сих пор протестное движение не может прекратить отмену свободного будущего в России. Впрочем, это глобальная тенденция. Фрэнсис Фукуяма считает, что настал конец истории, а значит больше делать нечего и можно ждать спасения. Деррида возражает ему, что сегодня нет ни прошлого, ни будущего, но только призрак приходит с обеих сторон.


“Тату” — один из многих призраков российской  хонтологической квирности. До сих пор творчество группы явно ценится ЛГБТК-сообществом и вдохновляет его. Но аналогичные сюжеты можно так же найти в творчестве Шуры, Бориса Моисеева или других персонажей утраченного будущего.