Главными книжками, ради которых я отправился на Нон-фикшн, в этом году были первые два тома четырёхтомного собрания сочинений Генриха Сапгира, выпущенного издательством “Новое литературное обозрение”. Но я шёл для участия в презентации этих томов как один из членов команды, работавших над собранием (мой персональный — третий том — пока верстается и выйдет уже дуплетом вместе с четвёртым). Поэтому домой возвращался без Сапгира, как и ничего, вопреки обыкновению, не принёс со стенда НЛО: всё, что мне нужно, смогу получить в магазине издательства, когда пойду туда за положенными мне авторскими экземплярами и гонораром.
Что не удержался — и купил, так это книгу Ольги Соколовой “«Штык-язык остри и три!»: языковые политики поэтического авангарда”, выпущенную издательством “Культурная революция”, как и полагается книжкам по авангарду, в следующем 2024 году. Конечно, можно было дождаться, когда Ольга Соколова подарит мне эту книжку (мы с ней обмениваемся нашими новинками), но нетерпение пересилило: тема взаимодействия поэтического и политического особенно волнует сейчас, когда в истории так возросла роль художественно-политических проектов, а бакунинский тезис о том, что “дух разрушения — это дух созидающий” вновь вырвался за рамки эстетического и в соответствии ним начал кромсаться миропорядок.
Другая книжка, близкая авангардоведению, которая была мною приобретена — “«Семечки»: записная книжка Константина Вагинова”: хотя Вагинов не самый важный для меня автор в этом ряду, однако книжки серии AVANT-GARDE издательства Европейского университета собираю как must read — и рано или поздно до них руки доходят. Тем более поэтика дневника или записной книжки для литературы ХХ века имеет огромное значение — так что далеко не всегда можно провести грань между связным романным нарративом — и дисперсным, отрывочным, однако вытягивающимся в свою собственную сюжетную линию нарративом повседневных записей автора, его творческой лабораторией.
Книжка Алексея Конакова “Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР” была приобретена на стенде Музея современного искусства “Гараж”: сделать это следовало бы ещё в прошлом году, но я был занят диссертацией — и боялся, что покупка будет слишком искусительна и выбьет меня из графика, заставив отложить работу над собственным текстом. Теперь же смогу в неё погрузиться без угрызений совести: я сам вырос в семье, глава которой был, пожалуй, ярким представителем “технической интеллигенции”, пусть и носящим военную форму, поэтому журнал “Химия и жизнь” в моём детском чтении соседствовал с какими-то полуслепыми распечатками историй про НЛО, на кухне варилось облепиховое масло, которому приписывались чудодейственные свойства, а в холодильнике лежало таинственное “мумие”, привезённое отцом из командировки. Да и пишет Алексей Конаков очень хорошо: это настоящая литература.
Здесь же, на стенде “Гаража”, подцепил ещё одну интересующую меня книжку — “Невежественный учитель” Жака Рансьера, выпущенную в 2023 году в подсерии “Образовательные практики” серии “Современная критическая мысль”. Жак Рансьер, как и я, озадачен проблемами разрыва между элитарным, “селективным” образованием — и образованием массовым, демократическим, что подчас является синонимом низкокачественного. Тогда как лично я уверен, что в этом разрыве, в культивировании “образовательных гетто” коренится множество неразрешимых проблем современного общества, далеко не только на постсоветском пространстве: от школьных шутингов до глубоких форм рессентимента и депривации. Жак Рансьер предлагает своё решение этой проблемы — надо понять, в чём оно заключается и насколько подходит нашей стране и нашей образовательной ситуации.
Остальные принесённые с Нон-фикшна книжки были для меня более или менее случайные: одна книжка была приобретена по просьбе жены (ей за это и отвечать), другая — подарена бывшими магистрантами (тоже скорее для жены и её круга интересов). Разве что давняя книжка поэта ленинградского андеграунда Александра Миронова “Без огня”, выпущенная ещё в 2009 году “Новым издательством” случайно попалась на какой-то букинистической выкладке — и тут же была куплена за 100 рублей: поэтическая “Новая серия” этого издательства вся достойна внимания, даже если что-то в своё время от него и ускользнуло. То же — “Влюбленный агент” Виктора Пивоварова (Арт-Гид, 2016): обожаю его прозу, но не всё сразу было приобретено.