припомню март и мартовские иды, ведь этот месяц вышел, на удивление, бодрым. но обо всём по порядку.
жил-был олег. был он президентом. должность у него так и называлась “президент”. только управлял он не страной, а литературой. все крупнейшие издательства (“эксмо”, “аст” (которые слились в одно), “corpus”, “редакция елены шубиной” и многие другие), все крупнейшие сети магазинов (“читай-город” и “буквоед”) возглавлял он. В разделе “личная жизнь” на его странице в “википедии” написано: “свободное время предпочитает проводить с семьёй. любит спорт (горные лыжи, теннис, футбол), посещает тренажёрный зал”. так что можно с уверенностью сказать, что жизнь у него сложилась неплохо. даже не знаю, зачем я его вспомнила. просто хороший он человек, потому, видать, и вспомнила.
возможно, вы знаете, восьмого марта отмечается день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. более идиотического поздравления, чем от издательства аст, я давно не встречала. в инстаграме они сделали поздравительные открытки (например, “без вас многие писатели не вдохновились бы на шедевры”), но быстро удалили, зато на их сайте до сих пор висит “топ-10 книжных подарков для девочек к 8 марта”, который начинается такими словами: “на первый весенний праздник каждая принцесса ждёт чуда и подарков — даже если принцесса ещё совсем маленькая”.
весна входит в свои права. из-под снега пробиваются первые поэтические ростки. андрей бабиков нашёл никогда не публиковавшееся стихотворение набокова. конечно же, наша просвещённая общественность не могла пройти мимо, поэтому кажд_ая уважающ_ая себя интеллигент_ная пользователь_ница фейбука обязана была написать свой перевод и выложить у себя на странице. в этом вопросе я бы посоветовала обратиться к переводу самого исследователя, хотя я, честно говоря, вообще не поняла всего ажиотажа, потому что стихотворение слишком уж проходное.
сложно найти что-то омерзительнее “ножа”, но по весне и не такое всплывает. кирилл корчагин выпустил там “краткий гид по французской поэзии второй половины xx века”. я вряд ли стала о нём упоминать, если бы не было столько восхищённых отзывов. возможно, вы задаётесь рациональным вопросом: “а кто такой корчагин?” я вам напомню. это человек, который мало что сделал, но много где засветился. например, на арзамасе составил несколько подборок андеграундных поэтов, где в списке по “лианозовской группе” не включил одного из центральных поэтов — всеволода некрасова, а в материале “энциклопедия андеграундной поэзии” вообще решил половину поэтов выкинуть.
размякло, и раскисло, и размокло. и это я сейчас про книжный рынок. жил-был олег новиков. помните такого? был он президентом. и рассказал он однажды, что продажи книг в россии упали на 12 процентов. но это ничего, всё в порядке. в новом году точно будет рост, уверен президент книжного рынка, хотя причины такой уверенности он решил не объяснять. я вот только не понимаю, из чего новиков собирается делать книги, если с февраля этого года у нас дефицит бумажной продукции и сам президент говорит, что “если ситуация с нехваткой бумаги на российском рынке не стабилизируется, её придётся закупать у финских производителей — тогда подорожает производство книг и, соответственно, увеличится их цена в рознице. стоимость книг может вырасти из-за этого на 20%”. решено, если повысятся цены на книги, людям придётся больше зарабатывать, чтобы добиться роста в новом году, а то совсем обленились.
а ещё надо, чтобы все говорили о книгах, чтобы на рекламу особенно не тратиться. вот хороший повод поговорить про книги, когда автор_ок обвиняют в плагиате. обвинения яхиной оказались не такими интересными. григорий циденков даже сам роман не прочёл. можно ведь было и по существу прицепиться, но нет. а жаль, нет так много у нас скандалов. тема-то романа живая и насущная, хотя маньяка обсуждать куда веселее. зато обвинения натальи раппопорт, обращённые к людмиле улицкой, мне показались куда бодрее. вот если бы улицкая сидела в фейсбуке, то обязательно впитала бы всю литературную желчь современности и устроила бы хорошую свару. когда только одна сторона капает ядовитой слюной — не так захватывает: “вы все уловили в самую точку! улицкая — насквозь лживая конъюктурщица, манипулятор, отсутствие литературного таланта компенсирующая успешным манипулированием,” — пишет раппопорт.
поприветствовали звоном щита мы в марте и дебютную книгу кейт элизабет расселл “моя тёмная ванесса”. пока я ещё не встретила критическую заметку, в которой эта книга не сравнивалась бы с “лолитой”. думаю, что это достаточно ясно говорит о круге чтения наших критик_есс и о том, как внимательно они читают друг друга. самым странным для меня оказался комментарий екатерины писаревой, которая написала статью для “новой газеты”, репостнув её к себе в тг-канал с комментарием “сколько будет ещё таких лолит?” просто лично меня волнует вопрос, сколько будет ещё таких гумбертов? в любом случае, “ванессу” обсуждать критик_ессам кажется намного продуктивнее, чем новый роман нобелевского лауреата исигуро, о котором почти никто не написал.
бесспорно, главным событием года становится нон/фикшн. варвара горностаева заявила, что руководство ярмарки “негласно попросило руководство издательской группы эксмо-аст, частью которого является corpus, вообще убрать презентацию из программы”. речь в этой цитате идёт о презентации книги киры ярмыш — пресс-секретарши алексея навального — “невероятные происшествия в камере №3”. руководство нон/фикшна ответило на это заявление, что отменили презентацию совсем не они, а менеджмент эксмо-аст. реакция на всё это была разнообразнейшая. лекманов заявил, что бойкотирует ярмарку и не будет презентовать свою книгу, хотя очень хотелось. на что мильчин отметил: если автор от отмены презентации ничего не теряет (ведь платило деньги за место издательство), то это не называется бойкотом. однако даже дыхание перехватывает, когда читаешь реакцию член_ок экспертного совета ярмарки. куприянов, например, просто удивляется и обещает разобраться, а гаврилов в это время размышляет над прилагательным, избегая тему: “плохих людей я видел, может быть, двух. сильных (душевно, не физически) едва ли двух. умных человек пять. в основном мы никакие. дюжинные, не штучные”. а создатель магазина “пиотровский” в комментариях пишет: “вчера мы обращались в эксмо с желанием заказать побольше книг ярмыш для магазина, менеджер ответила, что тираж закончился и нового не будет”.
а олег новиков молчит. к чему я это? а, олег?
клава синяя